Карта сайта
Сборник статей
На главную Обратная связь Карта сайта
 
 
 
  Регистрация | Забыли пароль?
Статьи
Экспресс-тесты
Подбор профессии
Я глазами других
Каталог профессий
Рассказы о профессиях
ЧАТ




Профориентация во время кризиса

Всего 2 условия

Профориентация во время кризиса - непростая и увлекательная задача. Наверняка многие и в докризисное время переживали, что не бывать им ни экономистами, ни юристами; не приветствуется это, перепроизводство в России и тех, и других. А теперь, в кризис, уж точно, мол, дороги такие закрыты.

Согласитесь, закрывать для себя возможности было бы обидно. А не надо их закрывать. Это реально при одном простом условии и одном посложнее.

1. Нужно научиться видеть шансы. Они есть везде. Их можно читать, как фразы в книге.

Вероятно, кто-то другой увидит вместо этой занятной книги привычный двор, наскучившие дома и какую-то безнадежность в зимнем воздухе. Если он так заскучал, то вряд ли он использует свое высшее образование в полную силу.

Впрочем, у этой инерции восприятия есть своя причина. Сначала мы с негодованием отвергаем возможность выбирать вуз по критерию близости к дому. Потом фактор близости к дому (да и к привычному быту человека, и к его миру) приобретает негативную окраску сам по себе.

Можно подумать, что всё увлекательное для homo sapiens с высшим образованием начинается за пределами некоего окружающего его радиуса отсутствия возможностей, - а сама личность внутри такой мнимо скучной окружности занимает место центральной точки. Но это же абсурдно!

2. Безусловно, наличие диплома по специальности, на которую все ломились в докризисный период, само по себе не обеспечит вам место наемного сотрудника в той или иной компании даже и тогда, когда кризис минует, а вы превратитесь в бакалавров или магистров.

Так что нужно быть готовым самому создать себе рабочее место. А это означает готовность нести огромную ответственность за существование и бесперебойное функционирование вашей собственной компании. Впрочем, даже если вы решите не рисковать и окажетесь в числе принятых в сколь угодно крупную компанию, то необходимость в вашем предпринимательском таланте не исчезнет.

В наше время успешному бизнесу, который вы создадите или в котором вы просто будете работать, лучше быть инновационным: это обеспечивает ему гибкость в нестабильной обстановке и дает возможность отстроиться от бизнесов конкурентов. К тому же прогнозируется некоторый рост числа новых бизнесов. Причем именно интересных.

Выбор профессии

«Экономика», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит» - выбор этих специальностей сегодня означает лучшую подготовку к работе бизнес-аналитиком - профессионалом, который сможет наиболее компетентно оценить жизнеспособность и степень прибыльности того или иного бизнеса как во время текущего кризиса, так и в посткризисный период.

Как еще может пригодиться финансовое образование, когда шумно закрываются банки, а их служащие попадают под сокращение? По-разному. К примеру, появляются сайты, где производятся онлайн-расчеты, показывающие, как можно распорядиться свободными средствами. Сможете предложить другую идею, сравнимую с этой? Прекрасно.

Также нужны новые идеи по монетизации Интернета. Вы, наверное, знаете, что много людей за последние годы попались в бесплатные социальные сети - и они возмущаются, если хозяин сети грозится сделать или делает свой сервис платным. Но иначе подобные проекты не помогут ему заработать.

Так что, возможно, придется придумывать дополнительные услуги, вписывающиеся в формат проекта, за которые пользователь сам охотно заплатил бы. Этим могут заняться не только финансисты, но и специалисты по рекламе: в бюджетах компаний доля расходов на интернет-рекламу обещает увеличиться, а сами рекламные сообщения будут воспевать многофункциональность продаваемого продукта.

Кстати, о социальных сетях. Никто не мешает вам придумать социальную сеть - но только не для широкого круга пользователей, а для узкой потребительской ниши: именно это сегодня актуально. Замечательно, если ваше высшее образование по своему профилю будет соответствовать этой нише. А также, безусловно, востребовано IT-образование - хотя бы по тому сиюминутному поводу, что прогнозируется рост интернет-торговли и ожидаются заказы на соответствующие сайты.

Сегодня желательно изучать математику - и не только в школе, но и в вузе. Объявить себя гуманитарием лишь на том основании, что царица наук не обращает на вас внимания, - в кризисных условиях непозволительная роскошь. Необходимость уметь вести сложные расчеты стала насущной: если человек выступает с предложением в сфере услуг, ему желательно сопровождать свое предложение гибкой тарифной системой, но не увлекаться предоставлением скидок, иначе он прогорит.

Скажем, хороший пиарщик найдет себя сегодня, выступая посредником между авторами бизнес-идей и инвесторами; а инвесторов нужно уметь убеждать с цифрами в руках. Но если гуманитарий (или не гуманитарий) придумает проект, позволяющий, наоборот, обойти момент посредничества и связанных с ним трат, - это тоже неплохой вариант.

А открещивающемуся от математики чистому гуманитарию желательно стать гуманитарием-универсалом и выдвинуть некое уникальное товарное предложение. Понадобятся не только крепкие знания в области мировой литературы, мировой истории, философии, культурологии, русского и иностранных языков, но и понимание того, какое отношение всё это имеет к современности.

А также потребуется полная боевая готовность выступить экспертом новых социальных практик, порождаемых кризисом, - и способность предложить в современных условиях что-то действительно полезное и потенциально востребованное. Безусловно, проявится истинное предназначение гуманитариев - работать с людьми. Сегодня это означает профессионально адекватный ответ людей гуманитарного склада на типичное для кризисных времен обострение значимости социальных связей.

Кризис еще раз заставит вас подумать, так ли уж нужна вам некогда престижная специальность - или вы любите ее лишь за то, что когда-то соответствующие ей рабочие места со стандартными обязанностями считались теплыми местечками. Впрочем, сложная обстановка позволит вам повзрослеть и сделать верный выбор дела жизни.

Образование

Осваивая выбранную специальность, обращайте внимание на так называемые межпредметные связи, на смежные отрасли, - а также на профессиональную ситуацию в сфере вашего хобби. Удачные новые проекты и нововведения в уже существующих организациях часто будут представлять собой новое сочетание, комбинацию, синтез - так, люди уже догадались совместить языковые курсы с кофейней и организуют автошколы для иностранцев.

Но это шла речь об удаче в рыночном смысле; а для вас лично проект станет удачей тогда, когда у вас получится в его рамках совместить и реализовать бoльшую часть ваших интересов. Поэтому желательно, чтобы получаемое вами образование соответствовало задуманному делу как можно полнее либо чтобы оно позволяло найти просто восхитительное решение стоящих перед вами задач. Не все вузы, подобно, скажем, московскому физтеху, озабочены тем, чтобы нагружать студента сложнейшими задачами, которые, как поначалу кажется, невозможно решить. Однако подобные задания стоит давать самому себе.

1. Обращайте внимание на ту или иную жизненную ситуацию, вызвавшую проблему.

2. Оценивайте степень типичности такой ситуации.

3. Думайте над интересным решением.

Умение решать сложные задачи - существенный признак человека с высшим образованием. Вам поможет наблюдение за смелой, творческой и позитивной реакцией людей на кризис; ищите такие примеры в новостях. Хорошие поисковые запросы - слова стартап (так называется молодая перспективная компания, строящая свой бизнес на основе инноваций) и антикризисный.

Не избегайте и реализма: чутко следите за колебаниями на разных рынках - но впадать в панику нецелесообразно, даже если вы увидите для нее некоторые основания. При работе по любой специальности сегодня появились новые реалии, о которых вам нужно узнать, и, чем больше обстановка в нужной вам отрасли больше похожа на депрессивную, тем важнее принятие необычных решений.

А привыкнув мыслить нестандартно, не забывайте, что реакция окружающих на ваши собственные идеи может последовать и вполне простая. Главная проблема здесь - снижение рыночного спроса на большинство предложений и проектов. Предполагается, что у потребителей станет меньше денег и, соответственно, появится желание тратить их меньше или не тратить вовсе на то, что вы собрались было ему предлагать. Для профессионалов с истинным высшим образованием это очень интересный вызов.

Татьяна КАРПЕЧЕНКО, журнал "Абитуриент" №12, 2008

Дата размещения: 21.01.2009.


24
июля
Чего ждет общество от профессионала: новая статья на сайте
  
20
марта
С сегодняшнего дня экспресс-тесты бесплатны
  
13
декабря
Новая статья: о трудных моментах выбора профессии
  

Все новости   


 
(c) Интерактивный выбор профессии
Технология подбора профессии и оригинальные материалы сайта защищены авторским правом. Использование без согласия администрации сайта запрещено. По всем вопросам пишите lep-s@yandex.ru



О проекте | Регистрация
Наши партнеры | Рекламодателям | Написать нам | Карта сайта

Ramblers Top100