Карта сайта
Сборник статей
На главную Обратная связь Карта сайта
 
 
 
  Регистрация | Забыли пароль?
Статьи
Экспресс-тесты
Подбор профессии
Я глазами других
Каталог профессий
Рассказы о профессиях
ЧАТ




Условия эффективного профессионального самоопределения

Активизация личностного и профессионального самоопределения старшеклассников (программа <Мой жизненный выбор>).

Профессиональное самоопределение учащихся - приоритетная задача работы психолога в старшей школе. С введением профильного обучения эта задача становится еще более актуальной, ведь, по сути, теперь свой выбор учащийся должен сделать уже в конце 9-го класса. К сожалению, чаще всего мы наблюдаем картину выбора недостаточно осознанного - вслед за друзьями, по совету родителей, <куда проще поступить> и т.п.

Знаю по опыту, что даже обилие информации о профессиях и о самом себе не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору им его профессии. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренне детерминированный процесс. Значит, это не та информация или она как-то не так выстроена, не так подается...

Данная программа предлагает такой подход к проблеме профориентации, который, как нам кажется, может способствовать осознанному самоопределению учащегося. Программа предназначена для учащихся 9-го, предпрофильного класса.

На основе опыта, анализа эффективности традиционных подходов к профориентации, а также на основе понимания сути процесса самоопределения мы вывели четыре основных положения, на которых должна строиться программа, чтобы запустить активный процесс самоопределения подростков. Именно их хотелось бы подробно раскрыть в этой статье.

(1. Профессиональное самоопределение - частный случай личностного

Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека в целом, на стиль его жизни. Но еще важнее - принципиально сместить акценты. Мы должны сначала решить для себя: а как же мы хотим жить? А только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. Чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит пройти длинный путь - осознать и понять себя, свои особенности, желания, уяснить, не приходят ли эти желания в противоречие с реальностью, поставить цели. Только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным.

Реализация этого положения на практике заключается в особой организации программы, когда основной на уроке является тема из блока <личность>, а темы, связанные с профессией, лишь каждый раз примыкают к основной как частный случай.

Пример

Тема <Кто управляет моей жизнью> включает в себя:

- работу с текстом (песня <Разговор в поезде> группы <Машина времени>): введение в тему, проблематизация;

- упражнение <Моя жизнь>: подростки обращаются к своему опыту и оценивают, насколько они управляют событиями своей жизни;

- работу с результатами теста УСК: еще один взгляд на собственный локус контроля;

- работу в малых группах: мозговой штурм на тему <Список профессий для <машинистов> (яркий образ из песни, который становится понятным для подростков) и <пассажиров>;

- рефлексивную работу по теме.

2. В основе самоопределения - понимание себя как индивидуальности

Традиционный алгоритм выбора профессии <хочу-могу-надо> редко оказывается работающим. Потому так редки удачные случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным. Обычно есть некий конфликт этих трех сфер, разрешимый разными путями. Да, я не могу быть политиком, потому что мне не хватает уверенности, но ведь я, если захочу, могу развить в себе это качество (опять-таки редки случаи абсолютно непреодолимых ограничений). Да, рынок труда перенасыщен юристами, но я, если захочу, могу стать классным профессионалом и все равно найду себе работу.

Данная схема выбора не является работающей техникой самоопределения потому, что не иерархично устроена: <хочу>, <могу> и <надо> подаются в ней на одном уровне. На наш взгляд, и это видно даже из приведенных выше примеров, подструктура <хочу> должна занять более высокое положение, подчиняя себе остальные.

И особенное внимание мы уделяем в данной программе работе как раз со сферой <хочу> (если понимать ее широко) - с теми из подструктур личности, которые называют <опорным скелетом личности>. Это ценностно-смысловая сфера личности, а также механизмы, развитие которых позволяет подростку переходить от внешней детерминации своей деятельности к самодетерминации - понятиям <ответственность>, <свобода>, <выбор>. Благодаря развитию этих механизмов, на основе осознания (и построения) собственных смыслов, человек способен управлять своим характером, способностями и пр.

Так мы можем избежать одной из частых проблем подростка в выборе профессии, когда его особенности позволяют выбирать из очень широкого круга профессий. <Опорный скелет личности> позволяет находить опору и в выборе профессионального пути при всем множестве альтернатив.

Реализация этого положения задает последовательность изучения тем - от низшего к высшему уровню в структуре личности на протяжении целостного курса. Например, в нашей гимназии это реализовано в построении программы 5 - 9 классов: 5-й класс - познавательные процессы, индивидуальный стиль учебной деятельности, 6-й класс - эмоционально-волевая сфера, 7-й класс - характер, 8-й класс - социальные характеристики, 9-й класс - ценностно-смысловая сфера. Программа 9 класса <Мой жизненный выбор> включает в себя такие темы, как <Кто управляет моей жизнью?>, <Мои ценности>, <Свобода и ответственность>. При этом ценностно-смысловые характеристики показываются в программе как <верхушка> личности.

Пример

Упражнение <Кластер успешности>. Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается задание - нарисовать некую схему, из которой было бы видно, что такое успешность, чем она задается, от чего зависит. Особо отмечается, что желательно задать в схеме некую иерархию. После 15-20-минутного обсуждения каждая группа представляет свою схему. Организуется общее обсуждение темы. (Обычно обсуждение приводит к выводу о том, что есть много разных качеств, помогающих достигать успеха, но все они ничто без стремления к успеху.) После этого упражнения в программе идет работа с результатами теста <Мотивация достижения успеха и избегания неудач>.

3. Необходим гибкий и глубокий подход к информированию о профессиях

Очень часто старшеклассники стоят перед выбором из двух очень разных профессий, например, дизайнера и экономиста. Довольно сложно бывает сделать такой выбор. Но стоит начать разбираться глубже, и в большинстве случаев оказывается, что здесь возможен своеобразный компромисс. Например, в профессии дизайнера привлекает возможность творчества, тогда как экономика представляется областью, где <сплошные цифры>. Выход прост - развеять иллюзию об экономике, дав информацию обо всем спектре специальностей внутри этой области, многие из которых требуют творческого подхода. Как ни странно, большинство подобных выборов разрешается довольно просто и без потерь, если проанализировать ситуацию достаточно глубоко.

Кроме традиционной типологии по объекту труда (<Человек-человек>, <Ч-П>, <Ч-ХО>, <Ч-Т>), важно давать учащимся и другие, вводить как можно больше критериев классификации профессий, давать возможность видеть каждую профессию с разных углов зрения, а внутри каждой профессии - множество специальностей, предполагающих совершенно разные типы деятельности. Важно и объективное представление о профессиях - чтобы учащиеся различали <обертку> профессии и ее теневую сторону.

Реализация этого положения состоит во включении в программу творческих заданий на создание собственных классификаций профессий, в предоставлении учащимся подробной информации о профессиях, в том числе для самостоятельного ознакомления, бесед о типичных мифах о профессиях и типичных ловушках профессионального выбора.

В данный момент мы реализуем эту задачу путем создания Интернет-сайта www.futurejob.ru , на котором есть подробные описания профессий, включающие требования профессии к личности на всех уровнях от антропометрических данных до иерархии ценностей. Работа через Интернет так же дает возможность собирать объективную информацию о профессиях, о рынке труда от уже работающих профессионалов в различных областях.

Включение самих старшеклассников в работу над сайтом, в составление профессиограмм позволяет так же сделать процесс выбора профессии более активным и целенаправленным.

Пример

Упражнение <Консультанты>

1. Учащиеся подписывают свои листы и пускают их по кругу. Предлагается каждому в группе написать в каждом листе одну или несколько профессий, которые бы подошли этому человеку. При этом уточняется, что нужно назвать как можно более узкую специальность, а также выдуманные профессии. Возле каждой профессии предлагается коротко обосновать, почему предложена именно она. Заполненные листки возвращаются владельцам.

2. Каждый учащийся анализирует информацию, полученную от одноклассников, обобщает <советы>. Предлагается обратить внимание не столько на сами профессии, сколько на обоснования.

3. Общее обсуждение.

Упражнение позволяет подростку расширить круг возможного профессионального выбора, обычно в обсуждении удается выйти на мысль о том, как много, оказывается, есть сфер, где можно применить собственные личностные ресурсы.

4. Активное осуществление сделанных выборов

Выбор профессии, выбор жизненного пути тем и отличается от мечты или фантазии, что должен осуществляться.

Осознав ситуацию (<кто я, какой я, что я умею и не умею, что для меня важно в жизни?> и т.д - по всем уровням в структуре личности), осознав расхождение этой ситуации с идеальной, с <хочу>, подросток должен сделать выбор. Строить свою жизнь в соответствии с целью либо плыть по течению. Когда выбор сделан, цель поставлена, нужно наметить шаги к ее решению и, собственно, начать их осуществлять.

Например, подросток может поставить себе задачу <научиться разрешать конфликты>. Далее он может наметить пути решения этой задачи: например, принять участие в тренинге разрешения конфликтов, почитать литературу, участвовать в разрешении конфликтов в классе и т.д.

Только такая цепочка приведет к тому, что выбор подростка реально начнет осуществляться, а не останется в рамках рассуждений на уроке психологии.

Реализация этого положения на практике. Одной из задач в рамках курса является целенаправленная работа с подростками по <переводу проблемы в задачу> и отысканию путей ее решения. Причем работа в рамках урока может стать лишь одним из таких путей (в программу отдельным блоком включены тренинги различных навыков, которые сами подростки считают необходимыми для их будущего). Но мы берем на себя в рамках программы еще и диспетчерскую функцию - планирование маршрутов и контроль изменений.

Программа не замкнута на себе, она имеет непосредственный выход в <большую жизнь>, только там и проверяется ее эффективность - стал ли подросток хоть в чем-то жить иначе.

Завершением работы по программе становится защита в конце 9 класса личностно-профессионального плана перед одноклассниками, восьмиклассниками и экспертной комиссией из педагогов школы. Этот своеобразный экзамен становится экзаменом и для самом программы, мы можем оценить ее эффективность по тому, насколько осознанными, продуманными, глубокими выглядят личностно-профессиональные планы учеников.

Лепешова Евгения, психолог

Дата размещения: 04.07.2008.


24
июля
Чего ждет общество от профессионала: новая статья на сайте
  
20
марта
С сегодняшнего дня экспресс-тесты бесплатны
  
13
декабря
Новая статья: о трудных моментах выбора профессии
  

Все новости   


 
(c) Интерактивный выбор профессии
Технология подбора профессии и оригинальные материалы сайта защищены авторским правом. Использование без согласия администрации сайта запрещено. По всем вопросам пишите lep-s@yandex.ru



О проекте | Регистрация
Наши партнеры | Рекламодателям | Написать нам | Карта сайта

Ramblers Top100